Драйвера жизнененной программы

6bjTCHPELysРаботая с клиентами, в терапевтическом и консультативном процессе часто обращаешь внимание на определенный стиль поведения, который, несет очень много информации о клиенте. Эти признаки могут приоткрыть «завесу» истории клиента, и указать на его особенности. Можно обозначить эти поведенческие признаки как «программное обеспечение» жизненного пути человека. Подобно топливу, они «поддерживают» мини-программу жизни клиента.

В транcактном анализе, такие поведенческие признаки получили название «драйвера». 

Драйвера – это бессознательные, инстинктивные внутренние посылы (реакции), которые вынуждают нас поступать и вести себя определенным образом. Драйвера проявляются в сообщениях получаемых от родителей, либо других важных взрослых фигур оказавших влияние на воспитание. Такие сообщения проявляются в виде указаний для ребенка, что и как нужно делать и каким быть. 

Тайби Калер, выделил несколько основных драйверов: радуй других; будь совершенным; будь сильным; спеши; старайся/пытайся. 

В процессе диагностирования, драйвера можно определить по нескольким признакам: вербальные посылы (слова); интонация; невербальника (жесты, позы, мимика).

440x326_21_1f3ed29e16bbd226006b5a01c59efebc@690x460_0xc0a8392b_4433950314799146211.Радуй других. Человек с подобным драйвером, в речи будет часто использовать слова: «хорошо?», «так?», «типа, вроде». Интонационно, речь приподнятая, заискивающая, писклявая, повышается к концу фразы. Часто одобряет и улыбается, мало задает вопросов, редко высказывается против. На уровне жестов «протягивание рук» (часто ладонями вверх), кивание головой. Поза — слегка сгорбленная, подает плечи вперед; часто наклоняется к собеседнику. Выражение лица- преувеличенная улыбка с открытыми зубами; наклоняет лицо вниз; взгляд вверх из-под приподнятых бровей, ловит взгляд. Часто выражает явное желание помочь и предлагает свои услуги, даже когда не спросят. Клиенты с таким драйвером, часто нуждаются в одобрении.

Рекомендации. Как только возникает желание порадовать кого-то, задайте вопрос, « а чего бы мне хотелось для себя прямо сейчас?». Радуйте себя, обращайтесь за помощью к другим людям и просите то, что Вам нужно.

2.Будь совершенным. На вербальном уровне, тщательно продумывает что сказать, обдумывает контекст и применение. Использует слова: «вероятно», «абсолютно», «так сказать», «как будто бы», «как вы видели». Интонация –точная, ровная, диктующая, хорошо модулированная. Жесты- «пирамида из кончиков пальцев», считает на пальцах, поглаживает подбородок. Поза- похожа на эго-состояние Взрослого, прямая сбалансированная. Мимика – взгляд вверх (реже вниз), во время пауз, глаза отводит в сторону, напряжение мышц рта. Клиент с подобным драйвером склонен считать, что нужно быть правильным и прекрасным во всех отношениях, и всегда побеждать. Клиенты с таким стилем поведения болезненно воспринимают критику и очень требовательны к другим людям.

Рекомендации. Научитесь просить помощи у других людей. Снизьте темп и объем своей рабочей нагрузки. Выделите для себя свободное время и обратите внимание на то, чем хотела бы заняться ваша душа.

440x326_21_6b47c4840d19e1528741ce3ab149e4de@690x460_0xc0a8392b_117732870214794071543.Будь сильным. Человек этим драйвером дистанцируется на вербальном уровне, часто используя фразы «это для слабаков», «это скучно», «это приятно», «ты злишь меня». Интонация монотонная, часто негромкая, опустошенная/ лишенная сил, замороженная. В таком стиле жесты практически отсутствуют.

Такие клиенты стремятся взять все в свои руки и держать все под контролем. Недостаточное осознавание в эмоциональной сфере, часто обесценивают чувства других людей. Признать слабость-значит, принять поражение и быть разбитым, рассыпаться. Хорошо адаптируются к невыносимым и жестким условиям.

Рекомендации. Дайте себе разрешение быть слабым в некоторых ситуациях. Учитесь обращаться за помощью и принимайте ее. Обратите внимание на расслабление/отдых.

4. Спеши. «Быстрей», «спеши», «поторопись», «надо спешить», «давай, скорее», «некогда» — излюбленные фразы людей с этим поведенческим стилем. Речь – сбитая, нервная, как пулемет, слова сливаются, проглатываются. В контакте использует жесты постукивания пальцами, покачивания ногой, стопами «бежит на месте», крутится на месте. Тревожно меняет позы, всегда «на старте». Частые перемещения взгляда.

Клиенты с драйвером «спеши» энергичны, когда ограничены временными рамками, успевают многое в короткий срок. При этом очень сильно выматываются и истощаются эмоционально.

440x326_21_fe87e0897d7668f35d4672c99a953731@690x459_0xc0a8392b_3786968921479212636Рекомендации. Осваивайте способы расслабления, и часто их применяйте. Внимательно слушайте собеседника, не перебивайте и не договаривайте фразы за него. Скоординируйте свою работу так, чтобы она была разделена на несколько этапов, устанавливая сроки выполнения промежуточных этапов. Намерено замедляйтесь в процессе отдыха.

5. Старайся/пытайся. В речи активно использует междометия и вопросы «а?», «чего?», «что?», «я постараюсь», «я попробую» , «посмотрим» , «я не могу», «я не уверен», «это трудно», «не понимаю». В разговоре часто задают вопросы, дают много обратной связи. Интонация – нерешительная, сквозь зубы, сдавленная, приглушенная. Поза- подается вперед, сутулится. Мимика-морщи брови. Клиенты с подобным драйвером энергично приступают к выполнению новой работы/плана/проекта, затем, быстро теряют интерес и оставляют работу незавершенной. Важен сам процесс а не результат.

Рекомендации. Останавливайте себя в желании, вызваться добровольцем. В достижении целей и на работе, составьте четкий план, включите в него завершенные задачи, и четко следуйте по нему, вплоть до его выполнения. Беритесь в одно время, только за один вид деятельности, и доводите его до конца. 

Захарова Злата
Психолог

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>