Интроверт — это «приговор»?

bQnztIEsup4«Здравствуйте. Хотелось бы задать следующий вопрос: интроверт — это «приговор»? Проблема общения с окружающими преследует меня всю жизнь. Но в последнее время она стала очень острой. Из-за этого возникают сложности на работе. За три года, прошедших с момента окончания Университета, сменила несколько мест работы, нигде не проработав больше года из-за проблем с адаптацией в коллективе. Может быть у вас есть какие-либо советы, которые могут помочь в подобной ситуации?»

Здравствуйте. Спасибо за такой интересный и многогранный вопрос.
Мне кажется, что Вами подняты три отдельные темы: 
1. Об интроверсии, как свойстве личности
2. О проблеме общения
3. О проблеме адаптации в новом рабочем коллективе

Конечно, эти аспекты Вашей жизни связаны друг с другом, но лично для меня это три немного разные ситуации, в которых я вместе с Вами постараюсь сейчас разобраться.

Итак вопрос 1: интроверт — это «приговор»?

Для начала немного теории из психологического словаря:
«Интровертированность — склонность человека интересоваться собой и собственным внутренним миром больше, чем окружающей его действительностью. Склонные к интроверсии люди (интроверты (introverts)) выявляются с помощью психологических тестов и специальных анкет; эти люди обычно имеют небольшой круг друзей, проявляют настойчивость и упорство в однажды начатом ими деле и обладают большой восприимчивостью к постоянному кондиционированию».

451119Итак, интроверсия — это свойство здоровой личности, которое также может характеризовать человека как, например, цвет глаз или любимая музыка. Все люди разные и каждый уникален по-своему.
Но для тех, у кого голубые глаза, а он всегда мечтал иметь карие, придумали цветные линзы.
Точно так же существует множество разнообразных методик развития навыков коммуникабельности. Особенно продвинулись в этом так называемые «лидерские» программы. Интернет просто ломится от изобилия всевозможных статей и книг, также посвящённых навыкам общения и их совершенствованию.

Теперь что касается интроверсии и работы.

К сожалению, я не знаю вашей сферы деятельности. Если Вы, к примеру, работаете в Макдональдсе, или агент по недвижимости или авиадиспетчер, то Вы гарантированно будете страдать от постоянной усталости от людей, и как следствие, работать хуже.
Но есть такие профессии химик-лаборант, врач диагност, инженер конструктор, оператор баз данных, и даже пресловутый смотритель маяка, где умение сконцентрироваться, не отвлекаться на постороннее, и упорство являются гарантией успеха. И заметьте это важные занятия, и всегда будут нужны люди, способные делать именно это.
А вот предпочитаете вы провести свободный вечер в шумном клубе, или вдвоем с любимым человеком у камина, или в компании трех-четырех друзей с кино и пиццей, — это Ваш личный выбор, единственное что важно — чтобы Вам, такой, какая Вы есть, было в этот момент хорошо.
Давайте дальше…

О проблеме общения

страх-общенияСамое сложное, что Вы так и не указали — в чем она состоит.
Вы смущаетесь? Вам кажется, что вас на замечают? Или недооценивают? Или наоборот внешне милые безобидные люди вызывают у вас навязчивое желание набить им морду? – все это разные поведенческие модели, о каждой из них можно говорить часами.
Но если обобщить: Общение это процесс с двумя и более участниками. У каждого есть своя цель, свои чувства, свой опыт, все это сваливается в один котел и бурлит.

Если это варево Вам не подходит, то необходимо разобрать всю цепочку:
1. С какой целью вы вступаете в диалог? Или почему отвечаете на предложение вступить в диалог?
2. Какие именно негативные чувства возникают? И почему?
3. На какой предыдущий опыт в этот момент Вы опираетесь, и подходит ли он для этой конкретной ситуации?
И поверьте это только начало. Еще раз повторюсь: общение сложный многогранный процесс, какая именно его часть является сегодня для Вас проблемной?
И третье..

Адаптация в новом коллективе.

В самом слове адаптация уже скрыто много. Вы были в какой-то одной среде, где для Вас было все знакомо, привычно, удобно и даже приятно. Но ситуация изменилась, к примеру Вы закончили школу и поступили в институт.

1. Нужно осознать ситуацию. Школа кончилась, теперь Вам нужно ходить в другое место, и даже ездить до него на автобусе. Вместо уроков по сорок минут – полутора часовые пары. Домашки нет, но будет сессия… Так и с новой работой, нужно быть внутренне готовой, что привычные правила изменились. Теперь все по-другому, а потому…
2. Первое что нужно сделать – как можно быстрее узнать все правила жизни в этом мини сообществе. Слаженный коллектив трудится много лет и нарабатывает кучу негласных правил, и невозможно стать его частью, если не вписываться в них.

1387650001_talk-01

3. А пока вы изучаете новую территорию и взаимоотношения ее обитателей, коллектив в свою очередь изучает Вас. И тут, как ни странно, нужно выдержать две важные вещи – проявить лояльность и готовность принять правила игры, но вместе с тем четко обозначить свои собственные границы. Это сложный процесс.
И зачастую новички так сильно пытаются вписаться, что пытаются быть какими-то, но не такими какие есть на самом деле. Но постепенно человек начинает раскрываться. И если он с самого начала не подходил коллективу, а коллектив не подходил ему, то время тут ничего не изменит.

Например, единственный жаворонок в отделе сов, которые конечно опаздывают, но засиживаются потом до восьми, будет мучиться и не понимать, почему они так бесятся, когда он уходит с работы ровно в шесть и наоборот.
И главное, работа в первую очередь должна быть вам нужна. Если вы четко ощущаете необходимость работать и работать именно здесь. Вас устраивает зарплата, удаленность от дома, карьерный рост или приятные личные бонусы, тогда вы без труда примите новые правила игры, найдете подход к людям и через какое-то время станете своим и будите чувствовать себя как дома.
Но если работа вас не устраивает, если не совпадает с вашими потребностями, то даже самые замечательные, интересные и дружелюбные сотрудники не исправят эту ситуацию.

bx3ueK1kaaYЕсли подытожить, то я бы Вам посоветовала три вещи:

- подберите сферу деятельности под себя,
- сконцентрируйтесь именно на собственных потребностях в общении и работе,
- и в следующий раз более требовательно отнеситесь к вакансии, не беретесь за то, что делать вам совсем-совсем не хочется!

Удачи во всех начинаниях!

Григорьева Лида
Психолог Центра общения и развития «АЙРО»

Задавайте свои вопросы* и присылайте на почту
airo-razvitie@mail.ru

или личным сообщением в соц.сетях:

Вконтакте - https://vk.com/airo_razvitie
Одноклассники - http://ok.ru/group/52219542896858
Facebook - https://www.facebook.com/groups/534017660058330/
Twitter - https://twitter.com/AiroRazvitie

*Ответы на Ваши вопросы будут опубликованы на сайте и в социальных сетях анонимно.

Записаться на индивидуальную консультацию к психологу
в Центре развития «АЙРО» можно
по тел. (863) 295-34-37 и 8 (909) 429-222-9

http://айро.рф/для-чего-нужна-рубрика-вопрос-психо/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>