Исключения

mbfgf1y6eIEОдним из известных методов работы с проблемами является метод поиска исключений. Если человек жалуется на свое проблемное поведение, задача найти периоды, когда оно отсутствует. А если отсутствует проблемное поведение, значит, в этот момент присутствует какое-то другое. В зависимости от того, что человек считает проблемой, это другое поведение может быть им обозначено как нормальное, уверенное, эффективное, продуктивное, здоровое и т.д.

В этой статье я рассмотрю ряд исключений, которые удается найти в семьях зависимых и созависимых людей.

Итак, начнем с элементарного. На приеме созависимые члены семьи, зачастую это супружеская пара, которая хотела бы изменить свое поведение в отношении зависимого «ребенка». «Ребенку» при этом может быть двадцать-тридцать лет и более. И, собирая информацию о семье, задаешь вопрос: «А сколько лет употребляет?» В ответ слышишь значительные цифры: 5 лет, 10 лет. И здесь находится первое исключение. Если зависимый тридцатилетний человек имеет десятилетний опыт употребления, то этот же человек имеет и двадцатилетний опыт трезвой жизни. И это тоже его опыт, который остается с ним, что бы ни происходило. Это о том, что он умеет жить в трезвости тоже. Знает и помнит, как это. Важно, чтобы родители сместили свой фокус внимания на этот факт.

6d5fa18b0038f6665047abd4f6fa9d31Далее, родители могут долго описывать различные проявления беспомощности или безответственности сына или дочери. Например, говорят, что он не способен самостоятельно устроиться на работу. Или не способен работать на одном месте более месяца. И в последние годы это, действительно, было так. Но по ходу беседы вдруг выясняется, что в школьные годы сын прекрасно учился и при этом много лет занимался одним видом спорта, получал медали, то есть вполне был способен длительное время заниматься одним делом. К тому же, результативно. В разговоре с другой семьей вдруг всплывает информация, что в студенчестве дочь несколько лет подрабатывала в одном месте. И это тоже факт. Это опыт, который с ними. Родители же, пребывая в тревоге, что после реабилитации снова будет срыв, забывают о периодах здоровья, успешности, самостоятельности, ответственности своих детей. Если об этих периодах не вспомнить, то удержаться от вмешательства в жизнь сына или дочери будет сложно.

Часто родители не знают, как перестать давать деньги своему «ребенку», перестать содержать, оплачивать его долги и кредиты. При подробном исследовании жизни семьи иногда оказывается, что был период, когда сын или дочь вообще не брали денег у родителей, поскольку зарабатывали вполне достаточно. В этот период они как-то справлялись! А родители в этот период находили другое применение своим деньгам!

Интересно, что в некоторых семьях, где двое или трое детей, зависимым иногда становится только один. И понять это можно. Один, став «заложником» стареющих родителей, обеспечил тем самым остальным братьям-сестрам свободу. Но, что здесь важно для терапии: у сидящих перед нами родителей, которые «не знают», как им затормозить свою гиперопеку над зависимым, на самом деле есть опыт воспитания детей без излишнего вмешательства в их жизнь. Есть опыт доверия к детям, есть опыт умеренного контроля, есть опыт отпускания. И тогда терапевтической задачей становится сделать так, чтобы родители осознали этот опыт. А затем перенесли его на отношения с другим «ребенком».

5EqKXt7qCvUЕще один парадоксальный момент. Созависимые родители, иногда один из них, часто хорошо знают, что значит опираться на себя самого. Зачастую созависимый родитель вполне успешен социально, профессионально состоялся и финансово обеспечен – хватает даже на многолетнее содержание своего взрослого зависимого «ребенка». Созависимый родитель доверяет своей способности справляться с жизненными трудностями, часто демонстрирует большую жизнестойкость. Но… при этом не верит, что его «ребенок» также способен опираться на себя и справляться с собственной жизнью. Такое вот доверие к себе и своим силам и недоверие к силам другого. На этот момент тоже стоит обратить внимание созависимых родителей. Ведь это их собственный ребенок. Гены, воспитание и личный пример того, как жить в этом мире, еще никто не отменял.

Это лишь несколько обобщенных примеров. В работе с конкретной семьей будут найдены свои исключения, самые разнообразные, было бы желание их искать.

Итак, найти исключение, осознать, понять, как это удавалось, перенести на текущую ситуацию. 

Глушаева Ольга
Психолог

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>