Не много ли я хочу…

fHgTxtMR2O4Очень часто в своих детях мы что-то осуждаем. Осуждаем от своего внутренней дисгармонии, от принятых на веру прописных истин, которые не являются истинами в последней инстанции.

Вот например лень… Лениться плохо, да что плохо, ужасно лениться. Но если к лени отнестись с другой точки зрения, как к определенному темпу жизни, как ко времени наедине с собой, времени ориентировки для принятия решения, времени снижения тревоги, тогда это совершенно не лень, это глобальная внутренняя работа, которая не заметна невооруженным взглядом.

Навыки сознательного самоуправления, навыки контроля эмоций не возникают сами собой, так же как, например речевые навыки, но почему-то с речевыми навыками не возникает вопросов — что это грудничок не говорит… А вот с остальным, как-то не всё так понятно…

Даже во взрослом возрасте мы не всегда понимаем, что находимся под властью той или иной эмоции, не всегда способны при столкновении с проблемой моментально разработать план действий. Так почему же мы требуем этого от детей?! Осознать раздражающий факт, дистанцироваться, взять под контроль эмоции, ясно мыслить. Лобные доли мозга, отвечающие за эти функции развиваются начиная с 6 месяцев до 12-15 лет, и по исследованиям ученых даже в 12-15 лет работа лобных долей отличается от такой же работы в возрасте 30 лет.

knigi-roditeli-detiК чему я все это пишу? Мы сами дестабилизируем своих детей, предъявляя к ним завышенные требования, конечно же руководствуемся мы только благими намерениями, но давайте посмотрим проблеме в лицо, и ответим сами себе, а как часто мы в состоянии раздражения способны объяснить окружающим людям своё состояние, а главное причину своего раздражения.

И это конечно же говорит о нашей тупости, о бедном словарном запасе и чем-то там еще, в чем обычно обвиняются дети, в такой ситуации для меня совсем не удивительно, что мы ловим в ответ — ты меня совсем не любишь, или даже более резкое — я тебя ненавижу… Это из конкретных отношений на консультации матери и дочери. Так же ребенок на вашу реакцию может замкнуться, впасть в стыд и тогда речь идёт — я неудачник, у меня ничего не получается никогда.

В первую очередь, надо осознать — а не много ли я хочу, не завышаю ли я требования, не перегружаю ли я, посильно ли моему сыну(дочке) то, что я прошу.

Второе это конечно же знакомство с эмоциями. Какие они бывают, как я их чувствую. Сейчас очень много игр и наглядного материала на эту тему, если нет времени обучать самим, отдайте в детский клуб, любой психолог знает как с этим работать.

shutterstock_66657178И конечно же речь, очень важно уметь объяснять то, что ты чувствуешь, подбирая нужные слова, как развивать речь ребенка — это совсем другая тема. Скорее психолого-педагогическая, нежели чисто психологическая. В интернете на эту тему тоже очень много подборок. Главное хотеть решить проблему, а ресурсы для ее решения подтянуться.

Но главное для родителей в состоянии истерики держать свою взрослую позицию, не впадать в истерику самим, контролировать свои эмоции, ребенку очень трудно, он ведет себя так не потому что хочет вам досадить, а потому что самому ему трудно справиться. Вы же учились ездить на велосипеде и прекрасно знаете, что всё приходит постепенно — сначала у велосипеда четыре колеса, и вы учились крутить педали, затем колеса снимались, и кто-то из взрослых рядом подстраховывал, делая вместе, и лишь после вы поехали. Конечно, есть очень одаренные дети, сразу сели и поехали, вот только в эмоциях и самоконтроле так не бывает. Помните про зону ближайшего развития — то, что вы делаете вместе, вскоре, как созреет, ребенок начнет делать сам. Чем больше вы делаете вместе, тем больше будет делать сам. Думаю для вас это не открытие Америки, просто мы часто забываем про эти очень существенные мелочи. Удачи вам в бесконфликтном воспитании.

Головачева Светлана
Психолог

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>