«Я чувствую себя нормально»: Алексимития

2-2WOMpGYYgЧувства, эмоции — это постоянный, непрерывный и текучий фон, на котором разворачивается наша жизнь. Эмоции стремительно сменяют друг друга, как меняются события в нашей жизни. Любое изменение в мире приводит к изменению этого самого эмоционального фона, выхватывая из него актуальную, соответствующую событию эмоцию. Эмоционально здоровый человек не застревает в том или ином переживании, а, пропуская его через себя, позволяет ему течь, и живет насыщенной, богатой на ощущения и события жизнью.

Но есть люди, которые либо очень слабо, либо совершенно не осознают своих эмоций, и не могут их выразить. В наиболее выраженной форме такое состояние называют алекситимией. Это не болезнь, а особое состояние, в котором очень трудно понять, какие эмоции испытываешь.

При обращении к алекситимичному человеку с вопросом «что ты сейчас чувствуешь?», можно получить такие варианты ответа:
а) Нога затекла… Плечи напряжены… Голова болит… (но это — телесные проявления, это не чувства).
б) Я думаю над вчерашней проблемой… Я пытаюсь понять ваши слова… (но это — рационализация, мыслительные операции, а не эмоции)
в) Нормально… Хорошо… Плохо… Никак… (это — оценка своего эмоционального состояния, но не эмоция). Иногда звучит: «ничего я сейчас не чувствую. А чего я должен сейчас чувствовать?»

oq1vL1-iGdMОткуда берется эта алекситимия или более слабые ее проявления? 
Причиной может быть какой-то длительный и эмоционально травматичный опыт в прошлом — например, жизнь ребенка в выражено деструктивной семье. Тогда одной из стратегий преодоления непрерывного стресса будет отказ от чувств. Ничего не ощущаешь, подавляешь первые, едва возникающие движения души — и обеспечивается душевная анестезия. Стратегия, вполне разумная и понятная для ребенка, его психика таким образом защищает себя. Но она становится при этом малоподвижной, застойной, и когда внешняя жизненная ситуация становится иной — старая стратегия продолжает работать без сбоев.

Другой возможной причиной может быть отсутствие обучения. Да, эмоции и чувства нужно учиться ощущать и распознавать. Маленький ребенок ревет, но не может назвать эмоцию. Тогда на помощь приходит мама: «Тебе грустно? Тебе обидно? Ты плачешь, потому что ударился и тебе больно?» — «Да!» — плачет малыш, но вскоре успокаивается — мама поняла, что мне плохо, и даже подсказала, как именно. Грустно и немного забавно слышать вопрос от родителей, обращенный к ребенку, который еще не научился понимать себя: «ты не реви, а внятно скажи — чего тебе надо?!». «Нельзя реветь!», «надо всегда быть сдержанным», «веди себя прилично» и тому подобные установки тоже блокируют выражение эмоций.

В результате — сильные эмоции могут пугать. Выросший человек просто не знает, как справляться с этими чувствами, они нередко выходят из-под контроля. «Сам не знаю, что на меня нашло».

YQyd63Upd7sКак преодолеть алекситимию? Трудно. Этот опыт можно получить, постепенно учась прислушиваться к движениям своей души. Ведь они есть, и тело очень красноречиво. Обращать внимание на то, что происходит с телом — и постепенно улавливать то, что происходит в душе. Постепенно образуются новые нейронные связи как отражение нового опыта. Важно видеть и слышать другого человека, который более свободно обходится со своими эмоциями, который может их называть и обозначать — и не боится выражать, что особенно нужно в данной ситуации.

Но процесс этот долгий, и, более того, чреватый тем, что первыми на поверхность начнут выходить именно негативные эмоции — те самые, которые были заблокированы. Негатив ощущать и выражать проще, чем позитивные эмоции (которых, к тому же, попросту меньше).
Но если все же удастся прожить эмоциональные бури, растопить замороженность — жизнь начнет постепенно расцветать красками весны, придя на смену долгой черно-бело-серой зиме.

Илья Латыпов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>